advokat-kr.ru

Споры на стадии заключения страховых договоров

Упоминая словосочетание «страховые договоры», в первую очередь, на ум приходят договоры КАСКО и ОСАГО.

Споры на стадии заключения страховых договоровОСАГО – договор, который заключается между лицом, планирующим в определенный период времени управлять автомобилем и страховщиком, который в силу закона берет на себя обязательства возместить убытки, если данный автомобиль попадет в ДТП.

Естественно, важную роль, при определении возможности осуществления страховых выплат, играет степень вины каждого из участников ДТП. Но, освещая заявленную тему, мы не будем вдаваться в такие подробности.

Ведь споры на стадии заключения страховых договоров не связаны с размером страховой выплаты и, например, отказом в осуществлении данной выплаты. КАСКО – вид добровольного страхования.

Если при заключении договора ОСАГО страхуется ответственность водителя с тем, чтобы он не восстанавливал чужое авто из своего кармана, то при заключении КАСКО страхуется свой собственный автомобиль от разных неприятностей, которые могут с ним случиться на дороге или в то время, пока машина находится на парковке: повреждения в ДТП, атаки хулиганов, падение с крыши высоток различных предметов и т.д.

страховые споры

Основания возникновения споров

Говоря об основании возникновения споров на стадии заключения страховых договоров, необходимо отталкиваться от сложившейся практики. Одно дело, когда закон написан на бумаге. Его читают, и, вроде бы, никаких подводных камней в его тексте не обнаруживается. Другое дело, когда нормативный акт начинают активно применять на практике. И тут становится понятно, что конфликты неизбежны.

Наиболее частые причины возникновения споров:

  • страховщик отказывает в заключении договора;
  • страховщик навязывает дополнительные услуги;
  • условия договора не устраивают страхователя.

Анализируя данные причины, нужно делать упор на договоры ОСАГО, как на те, которые являются публичными и должны заключаться в обязательном порядке. Впрочем, споры по КАСКО возникают тоже нередко.

Ситуация в сфере страхования меняется стремительно. Вот уже, например, можно получать электронные полисы ОСАГО. Но еще бывают случаи, когда страховщики отказывают в заключении договоров страхования, ссылаясь на разные причины. Встречались случаи, когда отказ мотивировался следующим: компания, якобы, страхует только тех клиентов, которые являются постоянными. Естественно, данное основание отказа нельзя назвать законным и нужно обжаловать.

По навязыванию дополнительных услуг уже сложилась определенная практика. Нередко, наряду страховать ответственность водителя специализированные компании отказываются до тех пор, пока страхователь не согласиться подписать договор страхования жизни, например. В суде такие «дополнительные» договоры можно признать недействительными. Но нужно делать это максимально оперативно. Судьи сейчас уже учитывают, насколько спешно человек решил обратиться в суд.

Про ту ситуацию, когда условия страхового договора не устраивают страхователя, можно говорить применительно к КАСКО. ОСАГО, как не раз подчеркивалось, договор публичный, обязательный для всех. Форма его, по сути, подробно оговорена в актах действующего законодательства. В КАСКО не все так однозначно. Страховщик имеет возможность дополнять текст типового договора, изменять его. Например, может быть прописано, что соглашение не распространяется на случаи, когда автомобиль повреждается в результате пожара.

Нужно отметить, что не все условия и не всех договоров КАСКО отвечают требованиям законодательства. Незаконные условия вполне можно постараться исключить из документа.

Способы защиты

Отстоять свои права в споре с недобросовестными страховщиками можно:

  • во внесудебном порядке;
  • в судебном порядке.

Что касается внесудебного порядка защиты, то необходимо начинать с написания претензии страховщику. Это, как правило, не приводит к какому-либо положительному результату. Но претензию направить необходимо хотя бы потому, что она, в последующем, будет выступать достаточно весомым доказательством в суде. Если конфликт описанным способом урегулировать не удалось, то нужно подготавливать жалобы.

Пожаловаться можно:

  • В Роспотребнадзор. Отношения страхования – сфера, которая подпадает под регулирование законодательством о защите потребителя.
  • В Центральный банк, который занимается регулированием отношений в области страхования.

Самый эффективный способ урегулирования конфликта – обращение в суд с иском. Решение суда, если оно вступило в силу, имеет силу закона. Следовательно, обязательно к исполнению.

Консультация адвоката

Популярные разделы сайта
Стоимость услуг адвоката
УслугаСтоимость
консультация по телефонубесплатно
устная консультацияот 2 000 руб.
возмещение ущерба со страховой компанииот 10 000 руб.
возмещение ущерба с виновникаот 10 000 руб.
претензия в страховую компанию5000 руб.
претензия в надзорную организацию5000 руб.
досудебное урегулирование спора/мировое соглашениеот 7000 руб.
взыскание по исполнительному производствуот 10 000 руб.

адвокатская палата